Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
'Камо грядеши' - попытка ? 7
 
'Quo Vadis', Польша, 2001, 139 мин.
Режиссер: классик польского кинематографа Ежи Кавалерович.
В ролях: Павел Деленг, Магдалена Мельцаж, Богуслав Линда, Михал Байор и многие, многие другие.
Дополнительная информация: Фильм Кавалеровича - экранизация классиком кинематографа одноименного исторического романа классика польской литературы Генрика Сенкевича (1896). До Кавалеровича роман был экранизован шесть раз (и ни один фильм так и не стал шедевром).
Бюджет фильма, снимавшегося в Польше, Тунисе и Италии - 18 миллионов долларов США. В съемках были задействованы 70 актеров, 1700 человек массовки, 15 львов, 30 лошадей и 3 быка. Для фильма сшили 1200 костюмов и изготовили 500 париков, не говоря уже об 11 декорациях - дом Петрония, дворец Нерона и т.д. Монтаж фильма длился 1200 часов.
Результат: скажем мягко - тоже не шедевр.





Вернутся хоть на мгновение в детство - затаенная мечта каждого взрослого человека. Не навсегда, конечно, вернуться - так, часика на два с половиной, расслабиться, снова ощутить себя беззаботным/беззаботной и веселым/веселой. До недавнего времени я и не предполагала, что эта мечта может стать реальностью; но вот в долгий летний выходной пришло мне на ум взять напрокат кассету с экранизацией 'Камо грядеши' Сенкевича - и, о чудо, я снова на два часа оказалась в далеком детстве.

Вспомнилась мне родная школа и любительский драмкружок, организованный учительницей русского языка и литературы в 9-м, кажется, классе. Тогда к какому-то празднику решено было угостить беззащитную детскую аудиторию отрывками из 'Грозы' Островского. Много сцен ставить не решились, решили ограничиться двумя, зато поставленными по-современному: без декораций и реквизита. Вышла сперва на сцену худенькая старшеклассница в длинной юбке, сшитой мамой из ситца по рубль пятьдесят, и довольно бойко, хотя и без каких-либо эмоций, спросила у сидевших в зале учеников 5-9 классов, отчего люди не летают. Зал сразу понял, что это Катерина. Когда Катерина честно проговорила монолог, на сцену вышла другая старшеклассница, пониже, потолще и в платке на голове. Зал тут же догадался, что это Кабаниха. И так, полегоньку-потихоньку, рассказали девушки текст великого драматурга и под жидкие рукоплескания сошли со сцены. Претензий к качеству исполнения ни у кого не было: дети поменьше были рады, что все наконец закончилось и их сейчас отпустят; старшеклассники и учителя понимали, что от самодеятельности много требовать даже грешно.

И каково же было мое умиление, когда 18-миллионная экранизация Кавалеровича словно перенесла меня туда, в битком набитый актовый зал давно оконченной мною школы! Поставлен вроде совершенной другой текст, но как похоже! Профессиональные актеры со скучающими глазами честно проговаривают реплики из книги Сенкевича, добросовестно изображая указанных персонажей: вот чистая Лигия, вот злая Поппея, вот безумный Нерон, вот изворотливый Хилон, вот пламенный Марк Виниций, вот кровожадный Тигеллин и прочая шантрапа. Заметьте - именно изображают, а не играют. Все время видишь актера, а не персонаж.

Взять хоть главную героиню - как бы смазливую белокурую топ-модель, но с простым добрым лицом сельской девушки из-под Ченстохова. Играть панна Мельцаж однозначно не умеет. Это и понятно - она не профессиональная актриса и за таковую себя не выдает. Опять же и играть ей нечего: даже в первоисточнике Лигия лишена яркой индивидуальности (как все 'голубые' героини). Но почему точно такой же бесцветной перед нами предстает роковая красавица Поппея? Эта женщина была прославлена в Риме небывалой красотой и неимоверной распущенностью, она заставила Нерона отравить первую жену, добродетельную Октавию. У Сенкевича это персонаж эпизодический, но запоминающийся; ну, и где эти бурные страсти в фильме Кавалеровича? Как зритель, честно заплативший свои деньги, я имею полное право спросить: по какому принципу отбирали актрис? Почему вся женская часть актерского состава подобрана как для съемок фильма о краже на мыловаренной фабрике? Даже Богуслав Линда - уж на что профессионал - и тот целует в шею свою прекрасную рабыню Эвнику так вяло и апатично, словно хочет сказать: если б не гонорар, фиг бы я к ней прикоснулся. Неужто в польском кинематографе не осталось сексапильных актрис?

Актеры, к счастью, остались. Все критики, даже дружно критиковавшие фильм, хвалили игру Богуслава Линды. Да, игра великолепная - но, положа руку на сердце, только на фоне никакой игры остальных. Правда, в то, что перед нами легендарный Петроний , все же до конца не верится, и не в последнюю очередь из-за халтурной работы костюмера. Я человек не жестокий, но на растерзание : ну, не львам (животных жалко), а голодным котам всех, кто занимался костюмами в этом 'блокбастере', я бросила бы недрогнувшей рукой. Почему они думают, что если сшить две простыни, то это уже будет древнеримская тога? Почему Петроний, имевший в жизни и в романе Сенкевича прозвище 'арбитр элегантности', все два часа экранного времени ходит в одной и той же тунике? У него что, других вещей нет? Филипп Киркоров и тот наряды чаще меняет :-). Могу придраться и похлеще: почему на этой несменяемой тунике всего одна полоса? В древнеримской тунике их было две (т.наз. клавусы). Ладно, художник по костюмам таких деталей мог не знать (а режиссер, проведший большую часть жизни в условиях вечного коммунистического дефицита, и подавно). Но нельзя ж не понимать, что жена императора не приходит на пир убогих драпировочках пастельных тонов и серьгах из мельхиора? (У Сенкевича, кстати, она появляется в бесценном ожерелье из необыкновенно крупного жемчуга и в пурпуре, как и подобает августе, жене цезаря).

Да и вообще, где пышность и разврат Рима эпохи упадка? Почему режиссер думает, что если раздеть до пояса трех худосочных статисток, то это уже будет легендарная оргия Нерона? Я понимаю, что Кавалерович человек старый, но не настолько, чтобы помнить Рим ? века н.э., и на самих оргиях он не присутствовал, но ведь есть классический фильм Тинто Брасса. Там показано все, и даже больше.

Переходя от риторических вопросов, на которые все равно никто не ответит, к попытке киноведческого анализа, хочется сказать следующее. Экранизация - особенно классики - есть, как известно, самый коварный жанр. При всей видимой простоте она угробила репутацию не одного режиссера (и еще угробит). При перенесении классических текстов на широкий экран можно пойти двумя путями. Первый - взять у текста дух, но не букву. Кромсать, переделывать, переписывать - или просто придумывать свое так, словно это не Достоевский или Бальзак, а дебютант из провинции. Масштабы режиссерского произвола могут быть различны, но вот результат всегда двоякий: или Цезарь, или никто. Или чушь, или сильный фильм. Но когда режиссер идет другим путем - рабски следуя букве оригинала - всегда получается нудная тягомотина. Что и блестяще доказано Кавалеровичем.

'Экая брюзга!' - скажет читатель. - 'Неужели в фильме нет ничего хорошего?' Есть! А то как же? Компьютерные сцены с участием львов удались на славу. А как они прыгали за загородкой! Просто не львы, а молодые барсы. Жаль, жаль, что Кавалерович не читал повесть Куприна 'Как я был актером', главный герой которой участвует в постановке романа Сенкевича труппой провинциальных актеров. Актеры были ленивые, вымарывали из пьесы (чьей-то бездарной поделки) все, что могли, так что в итоге у рассказчика, играющего роль Тиггелина, из длинной роли осталась одна реплика: 'Божественный цезарь! Рим никогда не видел таких зверей. Они голодны и свирепы!'. Кавалерович вполне мог бы вложить эту эффектную фразу в уста того же Тиггелина - вот и было бы хоть что-то оригинальное.

А если серьезно, то, поскольку в жизни не бывает ничего совершенно бесполезного, некоторую пользу просмотр лебединой песни Кавалеровича мне все же принес. Я поняла, сравнивая любимый мною роман Сенкевича со скучным фильмом, чем все же отличается гений от прочих подвизающихся на ниве искусства. Гений - какой бы он не избрал сюжет - никогда не переступает грань, отделяющую трогательное от сентиментального, а простое - от пошлого. Сенкевичу, хоть и приблизившемуся в 'Камо грядеши' к этой грани, удалось остановиться перед ней, чего не скажешь о Кавалеровиче.
 
Rambler's Top100 List.ru - каталог ресурсов интернет